ПОДГОТОВКА К СОРЕВНОВАНИЯМ ФОРСИРОВАННОГО ДВИГАТЕЛЯ*
Блок цилиндров
Блок цилиндров двигателя М-412 выполнен из алюминиевого сплава АЛ-9. Изготавливается литьем в кокиль. На Уфимском моторостроительном заводе освоена технология литья блока цилиндров под давлением. Такой блок имеет более тонкие стенки и на 4 кг легче.Несмотря на кажущуюся ажурность, блок цилиндров обладает необходимой прочностью и жесткостью, хорошо отводит тепло. Жесткость обеспечивается тем, что разъем крепления масляного поддона находится ниже оси коленчатого вала, что обеспечивает минимальные деформации в зонах коренных подшипников, гильз цилиндров и плоскостей стыков с головкой блока цилиндров и с поддоном.
Для сборки спортивного двигателя лучше использовать блок цилиндров после пробега автомобилем 5-10 тыс. км. Такой блок уже не подвергается усадочным деформациям.* Разработка конструкции двигателя повышенной мощности на базе автомобилей "Москвич" и ВАЗ была осуществлена в Ленинградской лесотехнической академии имени С. М. Кирова группой энтузиастов автомобильного спорта на кафедре эксплуатации и ремонта машин. Основные механические и сварочные работы производились на Кировском заводе, Ленинградском оптико-механическом объединении, опытно-экспериментальном заводе ДОСААФ, Центральном НИИ топливной аппаратуры, 37-м автотранспортном предприятии. Необходимо сказать, что все работы производились на общественных началах. Отдельные конструктивные решения проверялись на двигателях спортивных автомобилей ленинградских спортсменов-автогонщиков в различных соревнованиях, в том числе и в ралли на первенство СССР.
Перед сборкой двигателя блок цилиндров обязательно следует проверить на соосность отверстий под коренные вкладыши. Имели место случаи, когда в результате сильного перегрева в период обкатки или во время соревнований наблюдались отклонения в соосности этих отверстий до нескольких десятых долей миллиметра. Такой блок цилиндров, конечно, непригоден для спортивного двигателя.Проверку блока цилиндров на соосность отверстий под вкладыши желательно производить специально сделанным валом - калибром. Если его нет, проверку все равно надо сделать. Опыт сборки двигателей и подбора деталей к ним позволяет дать следующие рекомендации. В блок цилиндров укладывается коленчатый вал, в пригодности которого нет сомнений, с вкладышами, смазанными небольшим количеством моторного масла. Затяжка крышек коренных подшипников производится последовательно и постепенно от средней к крайним с усилием не более рекомендованного в обычных инструкциях.
Если таким образом уложенный коленчатый вал после среднего усилия рукой за передний конец вращается по инерции два-три оборота, то можно считать блок цилиндров пригодным для сборки.При этой проверке следует снять переднюю и заднюю крышки блока с резиновыми сальниками, если они были поставлены, так как вращение коленчатого вала из-за трения в сальниках существенно затруднится.
Для установки гильз под поршни диаметром 92 мм следует расточить блок цилиндров по двум размерам на каждый цилиндр. Размеры расточки: под посадочное место гильзы 100+0,035 мм, под водяную рубашку 115±0,4 мм (рис. 15). Операцию можно выполнить на расточном станке, имеющемся на каждом авторемонтном предприятии.Во время расточки посадочных мест под гильзы цилиндров важно соблюсти их соосность и перпендикулярность к оси коленчатого вала. Лучше к моменту расточки иметь обработанные гильзы, чтобы можно было произвести их индивидуальную подгонку. Гильза должна свободно, но без люфта садиться юбкой в блок. Посадка под натягом недопустима, ибо при относительно тонких стенках гильзы неизбежно нарушается общая геометрия цилиндра.
При посадке же с зазором, пусть даже незначительным, нарушается общая жесткость двигателя и появляется вероятность перекоса гильзы цилиндров в процессе работы двигателя или даже при сборке.
Блок цилиндров двигателя ВАЗ целиком отлит из специального низколегированного чугуна. Также для повышения жесткости нижняя плоскость блока опущена на 50 мм ниже оси коленчатого вала. Цилиндры блока по диаметру разбиты на пять классов через 0,01 мм: А, В, С, D, Е. Класс цилиндра помечен на нижней плоскости блока.Диаметр цилиндров, мм: | |
A | 76,000-76,010 |
B | 76,010-76,020 |
C | 76,020-76,030 |
D | 76,030-76,040 |
E | 76,040-76,050 |
Несоосность передней и задней опор коренных подшипников, мм:
с отверстием центральной опоры, не более . . . 0,01
" " промежуточных опор ……………...0,016
Блок цилиндров ВАЗ-2106 (ВАЗ-2103) на 8,8 м выше блока ВАЗ-21011 (ВАЗ-2101).
Блок цилиндров двигателя ВАЗ не подвержен усадочным деформациям в процессе эксплуатации, поэтому выбор блока для сборки спортивного двигателя производится (если нет нового блока) замером диаметра цилиндров в трех поясах-верхнем, среднем и нижнем. В каждом поясе делают два замера: один в поперечном направлении двигателя, другой-в продольном. Если при этом овальность или конусность меньше 0,15 мм, достаточно отхонинговать цилиндры, а если превышает 0,15 мм, необходима расточка, но не более 0,6 мм относительно номинального размера.Межцентровое расстояние у блока М-412 составляет 104 мм, а у блока ВАЗ - 95 мм.