Контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) – это операция, позволяющая в большинстве случаев восстановить работоспособность подержанных и сильно разряженных аккумуляторов (АКБ), а также определить их пригодность к дальнейшей эксплуатации и хранению. Рекомендуется проводить КТЦ для всех аккумуляторов, за исключением еще не бывших в эксплуатации.
Тренировочный цикл включает в себя заряд, контрольный разряд и повторный заряд испытываемой батареи.
При некоторых навыках работ с электрооборудованием КТЦ можно провести своими силами. Сначала АКБ, снятую с автомобиля, полностью заряжают от внешнего зарядного устройства, после чего выравнивают плотность электролита во всех ее банках. Измерения производят ареометром. Если плотность выше нормы, в аккумулятор доливают дистиллированную воду, если ниже – электролит плотностью 1,4 г/см куб.
Полностью заряженный аккумулятор подключают к устройству, состоящему из мощного реостата, вольтметра и амперметра (см. рис.) и разряжают током так называемого 10-часового режима, величина которого составляет 9% от емкости, указанной на этикетке батареи (см. табл.1). В процессе разряда величину тока поддерживают на постоянном уровне в течение всего времени до момента, когда напряжение на клеммах аккумулятора уменьшится до 10,2 В. Ниже этого значения разряжать свинцово-кислотные батареи недопустимо. В ходе работ необходимо следить за температурой электролита АКБ, не допуская ее увеличения свыше 45°С.
Первое измерение проводят в начале разряда, второе – через 4 часа. Когда напряжение на клеммах снизится до 11 В, измерения проводят через каждые 15 минут и чаще, чтобы уловить момент окончания разряда.
Уменьшенное время разряда говорит о том, что параметры АКБ ухудшились. Например, если время разряда батареи емкостью 60 А х ч током 5,4 А составило 6 часов 20 мин (6,3 часа), то количество электричества, отданного в нагрузку, равно: Q = IA х tчас = 5,4 х 6,3 = 34,0 А х ч. Это и есть реальная величина емкости аккумулятора, которая в данном случае заметно меньше паспортной (60 А х ч).
После испытательного разряда аккумулятор полностью заряжают током обычного режима. Такие тренировочные циклы (обычно – два или три) проводятся с интервалом в 1-2 часа. Если процессы старения «начинки» аккумулятора не зашли слишком далеко, «тренировка» зарядно-разрядными циклами позволяет повысить активность электродов, частично восстановить работоспособность батареи и продлить срок ее службы.
Профилактику подержанного аккумулятора достаточно проводить 2 раза в год – весной и перед зимним сезоном эксплуатации автомобиля.
1. Разрядный ток для АКБ разной емкости |
|
2. Зависимость времени разряда от плотности |
|
Журнал "Автоцентр"