Если перевести электрическую мощность автомобильных
источников света из ватт в механические лошадиные силы, окажется,
что на питание фар иногда требуется потратить около 0,5 л.с. Чтобы
эффективнее использовать эту мощность в различных условиях работы,
созданы лампы самых разных конструкций.
В соответствии с современными
тенденциями, в программах ведущих производителей ламп головного света
старые добрые «галогенки» со стандартными мощностью и светоотдачей отступают
на второй план. Даже тем, кто хочет просто заменить сгоревшую лампочку
в фаре, каталоги настоятельно рекомендуют ту или иную «изюминку».
|
Стандартные
галогенные лампы |
Марка |
Цена для H4, грн. |
Philips |
14 |
Osram |
17 |
Narva |
9 |
Tesla |
10 |
|
Всепогодный луч
Многие производители (Osram, Philips, Narva, Tesla и др.) предлагают серию так
называемых всепогодных ламп. Они отличаются большей эффективностью при
плохих погодных условиях – в туман, дождь, снегопад. Капельки влаги, которые
висят в воздухе, подсвеченные лучами фар, образуют обширное свечение,
на фоне которого водителю трудно выделять окружающие объекты. В сочетании
с уменьшением длины луча фар, вызванного рассеиванием, это снижает видимость.
Лампы данной группы отличаются излучением желтого спектра, которое дает
более контрастное в описанных условиях освещение. Благодаря иной длине
волны, отличной от белого, световой поток желтого цвета лучше пробивает
водяную взвесь в атмосфере. Поэтому эффект «белой завесы» перед автомобилем
снижается. Конструктивные особенности всепогодных ламп – увеличенная на
10 – 30% светоотдача и особое многослойное покрытие колбы – желтого или
желто-фиолетового оттенка.
Всепогодные или, как их еще называют, всесезонные лампочки имеет смысл
устанавливать тем, кто целый год много ездит в темное время суток, особенно
в регионах с сырым климатом.
|
Всепогодные
лампы |
Марка |
Название |
Тип |
Цена для H4, грн. |
Philips |
Аllweather, WeatherVision |
H1, H3, H4, H7, HB3, HB4 |
33 |
Osram |
Аllseason (ALL) |
H1, H3, H4 |
31 |
Narva |
Azzurro (Az) |
H1, H3, H4, HB3, HB4 |
22 |
|
Ярче – за просто так
Несколько
лет назад появились галогенные лампы, которые при стандартной для своего
типа потребляемой мощности 60/55 Вт имеют увеличенную на 30% светоотдачу.
Сегодня их предлагают по той же цене, что и обычные. Принципиально конструкция
улучшенных приборов не отличается от обычных. Большая эффективность достигается
за счет увеличения температуры нити накала, а ее ускоренное выгорание
исключается применением в колбе газовой смеси особого состава.
Последняя новинка в этой группе – лампы с 50-процентной прибавкой яркости.
На практике это означает увеличение длины луча на 5 – 10 метров, что весьма
заметно даже «на глаз». Соответственно, водитель получает возможность
раньше заметить препятствие и принять соответствующие меры.
Лампы повышенной яркости можно рекомендовать владельцам старых автомобилей,
в которых оптика утратила первоначальные прозрачность стекла и блеск отражателя.
|
Лампы
повышенной светоотдачи |
Марка |
Название |
Тип |
Цена для H4, грн. |
Philips |
Premium (+30%), |
H1, H3, H4, H7, HB3, HB4 |
15 |
VisionPlus (+50%) |
H1, H4, H7, |
32 |
Osram |
Super (+30%), |
H1, H3, H4, H7 |
20 |
Silverstar (+50%) |
H4, H7 |
35 |
Narva |
Range Power (RP) |
H1, H3, H4, H7, HB3, HB4 |
16 |
Tesla |
Super (+30%), |
H4 |
16 |
|
Свет всерьез и надолго
Встречаются
в продаже и сверхмощные галогенные лампы (80 – 130 Вт), которые, согласно
Правилам R37 ЕЭК ООН, нельзя устанавливать на автомобили, эксплуатируемые
на дорогах общего пользования. R37 запрещает применять особо мощные лампы
в фарах без динамической регулировки светового потока. Они предназначены
для световых приборов спортивных машин, выступающих на закрытых трассах.
То, что такие лампы выпускаются в стандартных типоразмерах, провоцирует
некоторых любителей «светового» тюнинга оснащать ими свои серийные автомобили.
Это нежелательно, поскольку сильный световой поток, создаваемый «спортивной»
оптикой, ослепляет других участников дорожного движения, а больший потребляемый
ток способствует перегрузке электрооборудования и подгоранию контактов.
Существуют и лампы-долгожители категории Long Life. Производители гарантируют
их удвоенную долговечность, рекомендуя эту продукцию профессионалам, чьи
машины не простаивают ни днем, ни ночью. Специальный состав газовой смеси-наполнителя
и особая технология изготовления нити накаливания продлевают срок их службы.
Кроме того, комплекс технологических мер обеспечивает большую вибростойкость
этих источников света.
|
Лампы
повышенной долговечности |
Марка |
Название |
Тип |
Цена для H4, грн. |
Philips |
Heavy Duty |
H1, H2, H3, H4, H7, |
19* |
Long Life (HD LL) |
HB2, HB3, HB4 |
Osram |
Longlife (L), Heavy Duty |
H1, H3, H4, H7, HB2 |
33 |
* В настоящее время сняты с производства |
|
Фары дневного света
Мечта
каждого автомобилиста – ездить ночью, как днем. Желая помочь в этом водителям,
многие фирмы наладили производство ламп с ярко выраженным белым спектром
свечения. В рыночном названии некоторых из них присутствует слово «голубой»,
хотя на самом деле их лучи все-таки белые.
Многие ошибочно называют такой свет ксеноновым. По этой причине лампы
«дневного» света получили сегодня широкое распространение, тем более что
устанавливают их, в обычные фары, предназначенные для галогенных ламп.
По большому счету, от обычных ламп источники света этой группы отличает
только спектр излучения, который обеспечивается соответствующим цветом
стекла колбы или ее участка.
|
Лампы
«дневного» света |
Марка |
Название |
Тип |
Цена для H4, грн. |
Philips |
Blue Vision |
H1, H3, H4, H7, HB3, HB4 |
55 |
Osram |
Cool Blue |
H1, H3, H4, H7H8, H9, H11 |
36 |
Narva |
Range Power Blue (RPB) |
H1, H3, H4, H7, HB3, HB4 |
33 |
|
Справка |
Накал,
галоген, дуга
Оптика головного света делится на три типа: обычные лампы
накаливания, галогенные и газоразрядные.
Основной недостаток обычных автомобильных ламп накаливания
– на стенках колбы оседает вольфрам, который испаряется со
спирали. Это уменьшает световую отдачу оптики и срок ее службы.
Кроме того, повышение мощности таких ламп неминуемо приводит
к снижению долговечности. А при увеличении размеров спирали
ухудшается фокусировка оптики и светоотдача фары в целом.
Благодаря более короткой спирали галогенные лампы легче
точно сфокусировать в фаре, поэтому ее слепящее действие меньше.
Заполнение колбы таких ламп парами вещества-галогена (йода,
брома) позволяет в полтора-два раза увеличить светоотдачу
при той же потребляемой мощности. Но срок ее службы остается
на уровне обычных ламп: 350 – 900 часов.
Недостатков, присущих обоим типам ламп накаливания, лишены
газоразрядные лампы. Источником света в них служит электрическая
дуга, зажигаемая в среде инертного газа – ксенона, спектр
свечения которого наиболее близок к солнечному свету. Благодаря
отсутствию спирали долговечность этой оптики соизмерима с
ресурсом автомобиля (5000 часов). Ксеноновые лампы при меньшем
потреблении энергии дают вдвое больше света, чем галогенные.
Недостаток ксенона – высокая стоимость блоков розжига дуги
и самих ламп.
Стекло плюс металл
Колбы обычных ламп накаливания изготавливают из силикатного
стекла, а их внутренний объем заполняют криптоном. Снижая
испарение вольфрама со спирали (ее температура – 2300°С),
газ продлевает срок эффективной работы лампы. Колбу «галогенок»
делают из кварцевого стекла. Для цикла восстановления вольфрама
на нити стекло должно находиться как можно ближе к спирали
(нить нагревается до 3000°С) и быть стабильно высокой температуры
(около 700°С). Это обуславливает малые размеры колбы.
Газоразрядные (ксеноновые) лампы также делают из кварцевого
стекла. Концы электродов газоразрядных ламп защищены от выгорания
с торцов галогенидовым покрытием, способным самовосстанавливаться.
Высокое напряжение их розжига (15 – 30 тыс. вольт) требует
применения качественных диэлектрических материалов.
Важное требование к приборам головного света – высокая точность
расположения нитей накаливания в оптическом элементе. Отклонение
концов нитей от осей лампы должно находиться в пределах ±
0, 25 мм.
|
|
Журнал "Автоцентр"