Холода прошли, пора задуматься о замене масла в двигателе. И если для зимы многие предпочитают маловязкое масло, то для лета, наоборот, – более вязкое. Все это правильно, но только в том случае, когда не выходит за рамки допусков, оговоренных автопроизводителем в руководстве по эксплуатации. Если их не соблюдать, могут возникнуть проблемы.

Создатели современных автомобильных моторов стремятся достичь минимального расхода топлива, повышения литровой мощности и максимального крутящего момента. Для решения этих задач усовершенствуется конструкция двигателя – уменьшаются зазоры между деталями цилиндро-поршневой группы, изменяется расположение поршневых колец и т.д. А чтобы мотор после таких изменений нормально работал, приходится разрабатывать масла новых поколений. Главные требования, которые к ним предъявляются, – обеспечение работоспособности двигателя и защита его деталей от износа при высоких температурах, легкая прокачиваемость при низких, а также снижение коэффициента трения между рабочими поверхностями. Все эти задачи вполне выполнимы, если использовать масло вязкостью 0W-30, 0W-40.

Моторные масла повышенной вязкости – 20W-50, 15W-40 и даже 10W-40 – для современных двигателей уже не подходят. Они не способны проникать в небольшие зазоры, особенно при холодном пуске, из-за чего ухудшается качество смазывания. Это одна из причин, по которой в современных моторах необходимо использовать маловязкие масла.

Масла пониженной, «холодной» вязкости нужны и для гидрокомпенсаторов, детали которых подогнаны друг к другу с высокой точностью и с минимальными зазорами. В целом на работу на таком масле рассчитаны все системы современных моторов, начиная с масляного насоса и заканчивая рабочими поверхностями деталей.

Жиже – не всегда лучше

Использование менее вязкой синтетики и полусинтетики в узлах, где рекомендованы минеральные масла повышенной вязкости, тоже иногда вызывает проблемы.

В первую очередь возможен «конфликт» между синтетическим маслом и уплотнителями, не устойчивыми к его воздействию. Из-за этого они деформируются и теряют герметичность, поэтому масло вытекает наружу через сальники коленвала и распредвала или сгорает в цилиндрах, проникая через сальники клапанов. Стекающее по поверхности разогретых клапанов масло коксуется и образует толстый слой нагара, который ухудшает наполнение цилиндров воздухом и очистку от отработавших газов, а также вызывает перегрев клапанов.

При холодном пуске, когда детали не нагреты и зазоры между рабочими поверхностями велики (особенно в изношенных моторах), масло с большей вязкостью способно образовать более толстую и прочную пленку. Она менее склонна к разрыву и лучше противостоит ударным нагрузкам – например, в цилиндро-поршневой группе, когда происходит «переброс» поршня с одной стороны цилиндра на другую. Тонкий слой маловязкого масла в этом случае пробивается, что приводит к интенсивному износу поверхностей. Использование масел пониженной вязкости в более старых двигателях, где это не предусмотрено, может привести к серьезным поломкам. Из-за того, что вязкость масла не соответствует «требованиям» мотора, происходит разрыв масляной пленки, масляное голодание поверхностей и, как следствие, интенсивный износ узлов и деталей двигателя вплоть до заклинивания.

Поклонникам спортивного стиля вождения также не стоит использовать моторные масла пониженной вязкости.


 На что, кроме вязкости, обратить внимание

Кроме вязкости, следует уделять внимание качеству моторного масла и его эксплуатационным свойствам. Это также заметно влияет на ресурс двигателя и его систем.

Так, при использовании масел с повышенной зольностью и плохими моющими свойствами на поверхности деталей и в масляных каналах образуются различные отложения (нагар, кокс, лак, смолы), которые вызывают ускоренный износ мотора. К повышению износа и сокращению ресурса двигателя приводит также использование моторных масел более низкого класса, чем требуется для данного агрегата.

Срок службы механизмов двигателя в этом случае может заметно сократиться, и его придется ремонтировать. Можно, конечно, после каждой замены масла промывать мотор, но это тоже повлечет за собой дополнительные расходы.

В случае длительного (более 2000 – 5000 км пробега) применения низкокачественного масла его вязкость может упасть ниже допустимых границ. В летнюю жару это приводит к образованию очень тонкой и малопрочной масляной пленки, которая не может противостоять ударным нагрузкам и давлению в зоне контакта трущихся поверхностей деталей. А это провоцирует их ускоренный износ и задиры.

Итак, чтобы избежать загрязнения и интенсивного износа двигателя, нужно заливать качественное масло и менять его, не промывая мотор, через рекомендованные автопроизводителем интервалы. А при использовании масла сомнительного качества следует сокращать периодичность его замены и регулярно проводить промывку двигателя.

К сожалению, определить качество масла по маркировке на канистрах, по цвету и вкусу невозможно, поэтому следует прислушиваться к рекомендациям мотористов со стажем и приобретать масло в солидных автомагазинах. Если есть сомнения относительно качества используемого продукта, для снижения его негативного влияния на двигатель желательно уменьшить интервал между заменами до 5 – 7 тыс. км.

Журнал "Автоцентр"



Хостинг от uCoz