Колесные диски делятся на две большие группы: стальные
и сделанные из легких сплавов. Стальные диски, точнее, их части, штампуют
из листа, а потом эти части соединяют сваркой. Получается предельно
дешево и достаточно качественно - именно поэтому подавляющее большинство
автомобилей на заводском конвейере оснащают стальными. К их достоинствам
можно отнести довольно высокую прочность и возможность восстановления
даже в случае очень сильного смятия закраин. Основные недостатки: большая
масса, невысокая точность изготовления (а значит, возможны проблемы
с балансировкой) и устаревший дизайн.
Легкосплавные диски по многим свойствам лучше стальных. Они допускают
любые игры с дизайном, у них высочайшая точность изготовления, они прекрасно
отводят тепло от тормозного узла, но главное - они легкие (чем легче
диски, тем меньше общая масса неподрессоренных частей автомобиля, а
значит, тем лучше). Это общие достоинства. Уточненно же судить об их
плюсах и минусах можно, лишь учитывая, каким способом и из какого именно
сплава они сделаны - тут много нюансов, колесо колесу рознь.
По способу изготовления легкосплавные диски делятся на литые и кованые.
Литой диск имеет зернистую внутреннюю структуру металла, и в этом его
основной минус: при долгой езде по колдобинам в металле идет процесс
накопления микротрещин (невидимых и потому опасных), которые рано или
поздно проявят себя - от сильного удара диск может расколоться. Кованый
же, металл которого имеет многослойную волокнистую структуру, исключительно
прочен; колдобины ему не страшны, он не расколется ни при каких условиях
(ковка обеспечивает необходимую пластичность). Помять его теоретически
можно, но скорее разлетится подвеска, чем помнется закраина кованого
колеса.
Льют и куют диски из алюминиевых и магниевых сплавов. Если расположить
легкосплавные диски в порядке "от минуса к плюсу" по чисто техническим
параметрам, то ряд будет таким: литой магниевый (легкий, но капризный,
быстро растрескивается), литой алюминиевый (нормальный по совокупности
качеств), кованый алюминиевый (прочный и легкий) и кованый магниевый
(сверхпрочный и легкий). Но при выборе дисков, понятно, не только технические
параметры играют роль. Советуем сразу отбросить крайности: магниевые
диски, как литые, так и кованые, - большая редкость, их, как правило,
делают только на заказ для спортивных машин. Цена магниевых может зашкаливать
за $1000 (штука).
В МАРКИРОВКЕ КОЛЕСНОГО ДИСКА должно быть следующее: товарный
знак производителя, дата изготовления (неделя и год), номер плавки,
допускаемая статическая нагрузка (кг или фунты), клеймо контролирующего
органа, отдельное клеймо рентгеноконтроля (как правило, для литых) и,
конечно, типоразмер. Например, 5,5Jx15H2 ET30 - что это значит?
5,5 - ширина обода в дюймах. Стандартный ряд: 3,5; 4,0; 4,5; 5,0; 5,5;
6,0; 6,5 и 7,0 дюймов; тюнинговые, спортивные и внедорожные машины могут
иметь колеса и шире.
15 - монтажный диаметр обода в дюймах. Стандартный ряд для легковых
машин и внедорожников: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19 дюймов.
ET30 - вылет колеса в миллиметрах. Может обозначаться как OFFSET или
DEPORT. Это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и
крепежной (привалочной) плоскостью колеса (при совпадении этих плоскостей
вылет нулевой). Брать диски с нештатным для вашей машины вылетом нельзя.
Уменьшение вылета (колея колес становится шире) может создать дополнительную
нагрузку на подшипники ступиц и подвеску. При увеличенном же вылете
(колея сужается) диск может воткнуться в тормозной узел. Вообще, все
игры с вылетом - дело тонкое. На тюнинговых и спортивных модификациях
его меняют, но это делают в комплексе с целым рядом других изменений.
J и H2 - символы, нужные больше специалистам. В J зашифрована информация
о конструкции бортовых закраин обода (может быть JJ, JK, K или L). А
H2 - это код конструкции хампов - кольцевых выступов на посадочных полках
обода, служащих для надежного удержания бескамерной шины на диске (вариаций
много: H, FH, AH...).
Диаметр расположения отверстий крепления - PCD (Pitch Circle Diameter).
Например, PCD100/4 означает, что этот диаметр равен 100 мм, а число
отверстий - 4 (это, впрочем, видно и так).
Кроме того, диск подбирают по диаметру центрального отверстия (при ошибке
в минус колесо на машину не наденешь) и по особенностям крепежных отверстий:
затяжка болтов (гаек) "на плоскость", "на сферу" или "на конус" - с
этим нельзя ошибаться.